?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Nov. 17th, 2008

На мой взгляд, умение принимать решения - это один из самых важных навыков, которым должен владеть человек. Что такое наша жизнь, как не череда решений, более или менее важных, но все же - решений.
Этому умению человек начинает учиться с детства. Но выучиться он сможет только в том случае, если окружение (и в первую очередь - родители) давали ему возможность делать выбор и принимать решения, пусть даже ценой ошибок и набитых шишек. В конце концов, шишки лучше набивать в раннем возрасте, когда последствия легче исправить.
Естественно, ребенка не нужно учить способом "бросим в воду - пусть плывет". Давать слишком большую свободу в слишком раннем возрасте - тоже плохо. В любом возрасте не стоит оставлять его без помощи или поддержки, если он просит совета. Но решать за него? Нет, если он уже достаточно взрослый для данного решения, то он должен принять его сам.

А вы как думаете?

Comments

( 42 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
oh_miriam
Nov. 17th, 2008 08:18 am (UTC)
ох, вот где больная тема :) У нас битва уже несколько лет.
С его сторони гундосенье - "ну реши ты, я не люблю решать, ты же знаешь....."
С моей - "нет, друг мой, есть вещи, которые я за тебя решить не могу и решать не буду".
Решает сам, но крови попьёт мамкиной :) Всё таки я вижу, ячто некоторые продвижения есть.
lenay
Nov. 17th, 2008 08:35 am (UTC)
Ну у нас не битва, но периодами
murmura
Nov. 17th, 2008 08:24 am (UTC)
очень верно.
Пусть выбирает что надеть из мною предложенного или что купить из мною выбранного, но не оставлять его решать абсолютно все.
lenay
Nov. 17th, 2008 08:31 am (UTC)
По ответу можно сразу догадаться, какого возраста ребенок :) (я и так знаю, конечно, но все равно )
(no subject) - murmura - Nov. 17th, 2008 08:32 am (UTC) - Expand
_margo
Nov. 17th, 2008 08:31 am (UTC)
Да, так и делаем. Наш красавец страшно бесится, если ему диктуют что-то или что-то идет не так, как он себе представил . Так что с ним по-другому и не получается. Каждый шаг заранее предупреждаю и даю выбирать все, что только возможно.
anna_a
Nov. 17th, 2008 08:51 am (UTC)
Вот скажи мне, как мама взрослых (по сравнению с моим :) ) детей. Как смириться с явно ошибочным детским решением. Если я, смотря с высоты своих лет, вижу что ребенок делает ошибку и потом ему будет плохо-обидно-больно, как научится промолчать и не давить на него??
Мой еше не в том возрасте чтобы решать что-то кардинальней, чем в чем он пойдет в сад или какой сендвич ему сделать с собой, но просто смотря в будущее я уже понимаю, что мне будет тяжело молчать и не давить на него.



lenay
Nov. 17th, 2008 09:19 am (UTC)
Я совершенно не уверена, что нужно именно промолчать. "Промолчать" и "не давить" - это ведь не равнозначные вещи. Можно (и часто даже нужно) высказать свое мнение. Иначе это получается "бросить в воду". Но давить точно не нужно
(no subject) - nitsa - Nov. 17th, 2008 10:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - lenay - Nov. 17th, 2008 11:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - rusalochka - Nov. 17th, 2008 10:21 am (UTC) - Expand
ein_gedi
Nov. 17th, 2008 09:03 am (UTC)
100%.
bambik
Nov. 17th, 2008 09:10 am (UTC)
Только вот где грань? Когда явно видишь, что ребенок ошибается и делает глупости?
rikin
Nov. 17th, 2008 10:19 am (UTC)
Если это совсем непоправимые глупости, я бы силком не давала их делать (ну, насколько возможно, конечно), в другом случае - высказать свое мнение, разъяснить его и дальше предоставить свободу выбора. Но тяжело ужасно, да, когда знаешь, что ребенок сам потом пожалеет.
koshka_kari
Nov. 17th, 2008 09:13 am (UTC)
В общем согласна :-) Мои для серьезных решений еще маленькие, а с несерьезными пока (ттт!) не очень упираются. Если это не очень важно, то даю спокойно выбирать, что хотят. Если вижу, что собирается сделать глупость/нечто явно неудобное, то опять-таки спокойно объясняю, что будет, если сделать так. Вроде обычно соглашаются с разумными доводами :-)
lenay
Nov. 17th, 2008 09:03 pm (UTC)
Они пока еще не дошли до возраста "мам ничего не знает" :)
(no subject) - koshka_kari - Nov. 17th, 2008 09:29 pm (UTC) - Expand
latentbird
Nov. 17th, 2008 09:32 am (UTC)
Полностью согласна... Только мне кажется, что умение принимать решения неразрывно связано с пониманием обязанностей, а вот, как этому научить, я вообще себе не представляю (очень для нас больной вопрос сейчас)...
Проблемы возникают в определении, какие решения ребенок уже может принимать сам, а какие еще нет. И еще хорошо, если эта проблема в голове у родителей, а если ребенок считает, что он должен решать сам, а родители считают, что ему еще рано?
Мы сейчас эти проблемы, как раз, и решаем... с переменным успехом.
lenay
Nov. 17th, 2008 09:00 pm (UTC)
Дам обязанности - это тоже сложная тема
(no subject) - lenay - Nov. 17th, 2008 09:01 pm (UTC) - Expand
ptfenix
Nov. 17th, 2008 10:02 am (UTC)
Моя любимая фраза: реши это без меня.
Гуньке говорила часто... Теперь уже не надо :)))
Начинаю говорить Гошке.
lenay
Nov. 17th, 2008 09:04 pm (UTC)
Интересно, что часто глупость какую-нибудь никак не могут сами решить, как заклинивает. Зато что-нибудь серьезно - пожалуйста, без особых размышлений
shaltay
Nov. 17th, 2008 10:04 am (UTC)
Так же.
Правда есть еще тонкий момент. Чтобы учиться принимать хорошие для себя решения, даже при создании лучших условий родителями, ребенок должен обладать приличной способностью к осознанию себя и своего опыта. А также тем, что психологи называют "внутренний локус контроля" - склонностью видеть в себе главный источник своих успехов и неудач. А и то, и другое у разных детей развивается по-разному. И фиг знает, от чего это зависит. Но и от родительских усилий как-то зависит. Так что стараться надо. А вот что получится... вечная родительская лоттерея.
lenay
Nov. 17th, 2008 09:02 pm (UTC)
Слова какие умные - "внутренний локус", надо в словарь заглянуть :)
Если бы в воспитании детей имелись рецепты хотя бы с 80% гарантией, то жить было бы просто замечательно. А так как рецептов нет, то приходится действовать так, как кажется правильным и надеяться на лучшее
redhill
Nov. 17th, 2008 10:18 am (UTC)
Я сама вечно мучаюсь с принятием решений, мне бы себя научить... :-)
nitsa
Nov. 17th, 2008 10:34 am (UTC)
Опять таки зависит . Есть вещи , на которых можно позволить набивать шишки и есть вещи , когда просто нужно взять ответственность на себя и принять вместо ребенка волевое решение , даже если это влечет за собой риск испортить отношения . Над отношениями можно работать , в конце концов , дети взрослеют и мозги проясняются . Но вот некоторые идиотские решения могут сломать все так , что восстановлению не будет подлежать ничего. Только важно понимать , что такой подход - это стоп-кран . И использовать его можно лишь в экстренных случаях.
rikin
Nov. 17th, 2008 03:43 pm (UTC)
+1
(no subject) - lenay - Nov. 17th, 2008 09:15 pm (UTC) - Expand
yagodka30
Nov. 17th, 2008 10:44 am (UTC)
Я считаю, что ребенку да надо давать принимать решения в соответствии с его возрастом. Причем чем меньше ребенок, тем выбор возможных вариантов должен быть меньше.
lenay
Nov. 17th, 2008 11:52 am (UTC)
Ну естественно, что в соответствии с возрастом. Но очень часто вот это "в соответствии с возрастом" слишком сильно уменьшается
janka
Nov. 17th, 2008 11:07 am (UTC)
А кто то думает иначе? Ты таких встречала? Вопрос только в границе - когда ребенок стоновится достаточно взрослым для принятия данного решения.
lenay
Nov. 17th, 2008 11:41 am (UTC)
Встречала.
К тому же можно эту границу так растянуть, что самостоятельности уже и не останется.
(no subject) - janka - Nov. 17th, 2008 02:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lenay - Nov. 17th, 2008 02:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - janka - Nov. 17th, 2008 02:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - koziavka - Nov. 17th, 2008 02:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - janka - Nov. 17th, 2008 02:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sylphida - Nov. 17th, 2008 05:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nitsa - Nov. 17th, 2008 07:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lenay - Nov. 17th, 2008 09:16 pm (UTC) - Expand
nataliechukcha
Nov. 17th, 2008 12:23 pm (UTC)
Видимо ты права. Мне на практике редко приходится с этим сталкиваться, мои дети точно знают чего хотят и уговорить их делать чир нибудь другое можно только под страхом наказания поэтому я пользуюсь этим только в критических случаях.
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 42 comments — Leave a comment )

Profile

mama
lenay
Лена Иерусалимская

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow