?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Если у ребенка совсем нет способностей, тогда все просто. Если ребенок не хочет заниматься музыкой, то тогда тоже все просто. А если ребенок способный, и заниматься согласен, то тогда как? Как понять, сколько ее нужно, музыки этой? В сутках ведь всего двадцать четыре часа, и есть еще школа, и друзья, и книжку почитать, и спортом позаниматься, и в футбол поиграть, и порисовать... да мало ли всего. А чтоб сыграть на концерте нужно заниматься, и не по десять-пятнадцать минут, это только в самом начале достаточно было, сейчас двух часов (а иногда и больше) еле хватает. И непонятно, действительно ли это нужно - он что, музыкантом будет? Или будет, или нет, но как сейчас это узнать?

Сейчас нужно возить его на уроки, и на дополнительные уроки, и на выступления, и слушать раз за разом все тот же концерт, и все ту же мазурку, и напоминать ему о занятиях (да, обычно он занимается охотно, но он же еще ребенок, планирование времени пока ему удается не всегда), и все время думаешь:"А, может, зря все это? Ну или не все зря, но в таких количествах - зря." Никак не могу определиться. Понятно, что в случае чего решать ему, не мне, но понятно так же, что я смогу его подтолкнуть, если что, но вот куда подталкивать-то, если вообще подталкивать?

Comments

( 31 comments — Leave a comment )
dinuha
May. 22nd, 2006 09:19 pm (UTC)
Хочешь моё мнение? 7 лет музыкалки: не нужно в ТАКИX количествах вообще. В филармонию ходить нужно, дома слушать - да, научиться играть на фоно и гитаре для себя - да (для этого достаточно раз-два в неделю) все остальное жуткая трата времени. Как профессия? в Израиле????? Да, и вообще где-то - жуть. Как хобби? На хобби столько времени не тратят в детстве - раз, как только перестаёшь играть каждый день в возрасте 14-15 лет, когда времени не остаётся и надо поступать в универ - вся техника сразу уходит.
marinache
May. 22nd, 2006 10:35 pm (UTC)
научиться играть для себя
Тут фишка в чём ... надо определить, что значит "научиться для себя". Так, чтоб играть самому себе, когда никто не слышит? ;-) В этом случае - можно и по разу в неделю заниматься, и по разу в месяц ... и, вообще, не заниматься. ;-)

А если мы хотим, чтоб от этой игры получал удовольствие кто-то ещё, кроме исполнителя, - тогда таки надо играть каждый (или хотя бы почти каждый ;-)) день. А сколько - это уже зависит и от ребёнкиных способностей (и быстро/медленно разучивать/запоминать, и, вообще, сосредотачиваться), и от возраста, и от репертуара ... И, кстати, маленьким детям рекомендуют заниматься лучше пару-тройку раз в день понемногу, чем один раз в день долго высиживать ... но с моими детьми такое никогда не работало, им нужно много времени на раскачку ;-).

Вот, со старшей - усидчивой перфекционисткой (при моём ещё не растраченном энтузиазме ;-)) занятия получались серьёзные - не было установки на профессиональную подготовку, но полностью она не исключалась; вобщем-то, была установка - "если уж что-то делать вообще - то лучше делать это хорошо". Ни она, ни я никогда не могли ответить на вопрос "сколько в день она занимается?" - даже "в среднем". Не было никакого "среднего" - могло быть и час, и два, и три ... и полчаса, и нисколько. Занималась она - либо "пока не получится хорошо", либо - сколько есть времени, либо - сколько есть сил. Если всё это время собрать - да, его потрачено много, и, возможно, зря - в том смысле, что можно было потратить его на что-то другое, более полезное или приятное ... При этом, для проф. подготовки - его всё равно всегда было явно недостаточно. И в то же время, по сей день (10-й класс!) такая возможность полностью не исключается - по крайнейе мере, учитывая специфику местных университетов, продолжение муз. образования и освоение музыки как второй специальности - рассматривается, как вполне реальная вещь ... Все нас спрашивают: "ну, что, она уже определилась, ей, конечно, в музыку надо?" (на что следует наш всеобщий тяжкий вздох, пожатие плечами и неопределённое мычание ... ;-))

Так вот, не знаю, чего там получится с профессией (подозреваю, что, всё-таки, ничего особенного не получится)... но этот ребёнок - определённо выполнил задачу "научиться играть для себя": она может прочесть с листа почти любую понравившуюся музыку, подобрать на слух любую знакомую мелодию с аккомпаниментом, проаккомпанировать, если надо, своим друзьям, играющим на других инструментах, а также - хору, ансамблю, оркестру, спектаклю, опере ... Может - просто под настроение сесть за инструмент и сыграть что-нибудь из ранее игранного, ещё незабытого ... а если забыла - открыть ноты, немного повспоминать и легко вспомнить ... От всего этого она получает огромный кайф, и на многие из этих видов деятельности ей почти не нужно предварительной подготовки. Т.е. всё это - уж точно для себя, если не для кого-то/чего-то ещё.

А вот с мелкой - у меня уже не было по второму разу столько же энтузиазма, у неё - гораздо меньше перфекционизма (при наличии, вобщем-то, не худших способностей) - и установка почти с самого начала была исключительно на "для себя". И занятия получались не "до победного конца" - а "от забора и до обеда" (она очень внимательно смотрит на часы, чтобы не пропустить, когда уже отзанимается свой положенный час, ;-) - так, вроде бы, в среднем, советская музыкалка определяла минимум времени на домашние занятия?). Когда час проходит - она ещё остаётся ненадолго за инструментом "побренчать" - подобрать какие-нибудь песенки или поразбирать всякие популярные/бродвейские/диснейские мелодии по книжкам типа "Easy piano" ... увы, не очень далеко пока даже в этих попытках продвигается и теряет интерес. Т.е. достижение цели, вроде бы, установленной изначально, - "играть для себя" - пока остаётся под большим вопросом ... Зато - не так много тратит времени - вроде, не так будет жалко ... с другой - если совсем ничему толком не научится - и того несчастного вымученного часа в день - тоже будет жалко. :-(

Вот и непонятно - как же нужно заниматься, чтоб и не перетрудиться, и получилось действительно "для себя" ...
obertone
May. 22nd, 2006 09:27 pm (UTC)
Если есть настоящие, серьезные способности - тогда стоит профессионально заниматься. Но....
Есть одно интересное наблюдение - люди, которые учились музыке, лучше концентрируются, и лучше могут выполнять некоторую механическую работу - даже зубрежку.
Но это все - не минутная тема. :)
lenay
May. 25th, 2006 10:53 am (UTC)
Дело в том, что я не могу определить, насколько способности серьезые, это раз. Учительница на него готова время тратить (и много), значит какие-то способности есть
Два - я не могу решить, насколько "игра стоит свеч". Сколько времени и усилий "не жалко".
Понятно, что занятия музыкой - полезны. Вопрос - в какой дозе :)
(no subject) - obertone - May. 25th, 2006 06:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - marinache - May. 25th, 2006 07:42 pm (UTC) - Expand
springwater
May. 22nd, 2006 09:51 pm (UTC)
http://www.doremifasoft.com/

Почитай отзывы здесь
http://community.livejournal.com/doremifa_use/profile

Я хочу такую программу уже давно приобрести
dinuha
May. 22nd, 2006 11:46 pm (UTC)
Это то, что я делаю сейчас. Посмотрим, что выйдет. В любом случае затраты и средств и времени мизерные, как раз столько, сколько, на мой вкус, и должно стоить обучение музыке :)
katyaslavina
Jun. 1st, 2006 08:18 pm (UTC)
Мне ОЧЕНЬ НЕ понравился этот метод! Не люблю ругать различные новшества и методики, но в данном случае не могу смолчать. Куда лучше лояльный и профессиональный учитель музыки. Который без муштры и зубрежки сумеет заинтересовать ребенка.
yukkulent
May. 23rd, 2006 06:18 am (UTC)
не знаю. вот так, положа руку куда там надо - сама стою перед выбором кружков для кати на следующий год.
на повестке дня - школа до 3, гимнастика 2 раза в неделю минимум, плюс к этому хочется рисование, английский, музыка. когда, а? и где взять столько денег... и надо ли... пока, к сожалению, музыка в пролете... (((
lenay
May. 24th, 2006 06:41 am (UTC)
У вас с первого класса такой относительно длинный учебный день?
По времеи, конечно, в таком возрасте все можно успеть: английский - раз в неделю, музыка и рисование, даже если два раза, то все равно успеваешь, но вопрос, как всегда, надо ли? ну и деньги, да
(no subject) - yukkulent - May. 24th, 2006 07:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - yukkulent - May. 24th, 2006 07:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - lenay - May. 25th, 2006 10:56 am (UTC) - Expand
rikin
May. 24th, 2006 09:12 pm (UTC)
У меня оба музыкально способные. Но дочка года 4 поиграла, и ей надоело, а сын занимается до сих пор и бросать не собирается. Может, даже багрут по музыке делать будет, хотя профессию он себе выбрал другую. Я так думаю, пока ему нравится и не в сильный напряг, пусть занимается. Бросить всегда успеется.
lenay
May. 25th, 2006 10:55 am (UTC)
Re: научиться играть для себя
Уже профессию выбрал? Молодец
katyaslavina
Jun. 1st, 2006 08:34 pm (UTC)
Мои девочки обучаются музыке. Двое на пианино и младшая на скрипке. Занимаются не меньше часа в день, сами. Не могу сказать, что они из тех детей, которые кроме музыки ничего не видят,- но занимаются с видимым удовольствием, любят выступать на концертах. Одаренные ли они- не понятно пока, скорее просто музыкальные дети. Хочу вот что сказать- помимо непосредственно обучения музыке, в процессе занятий дети получают колоссально полезные навыки! Это развитие памяти и слуха, и знания о композиторах, и логика, и гармония, и сольфеджио (просто обожают, как дети, любящие математику), и моторика, и дисциплина, и самоорганизация. Где, на каком кружке еще столько всего можно заполучить? А культура? А общение с детьми, которые просиживают в компе и в ти-ви! Музыку можно связать с живописью, географией, историей. Зачем мы вообще детей учим? )))

Дело даже не в том, выберет ли ребенок музыку своей профессией. Я ОЧЕНЬ понимаю вашу проблему, у нас тоже время дорого. Возможно, стоит поискать некий баланс. Выбирать небольшую, но качественную программу. Которая, с одной стороны, обеспечивала бы продвижение в музыке, а с другой- не вынуждала так много времени (по 2 часа) проводить за инструментом. Если ваш учитель пойдет вам навстречу, то проблема решиться.
sabinulya
Nov. 13th, 2006 11:42 am (UTC)
spasibo za ssulky - ochen' poleznaya dlya menya diskussia
ah_eta_nat
Sep. 21st, 2007 02:39 am (UTC)
меня тоже очень волнует этот вопрос...пока я нигде не могу найти людей, которые в курсе...у меня у сына какая-то совсем крутая музыкальная память (ну абсолютный слух видимо помогает) и любовь к занятиям на ф-но...он начал учить ноты где-то полтора года назад, сейчас играет на уровне "западных" 11-12 летних детей...т.е. понятно, что б если б мы жили в Росии/Украине и т.п. я бы его отправила в муз.школу при консерватории, но мы с января живем в Рейкьявике (вообще, с 90-ого в Израиле), он ходил здесь в первый класс и я видела, как после школы (заканчивающейся в 15:00) у него просто не было никаких жизненных ресурсов ни на музыку, ни на что...сейчас я оформляю здесь homeschooling (пытаюсь) т.к. на мой взгляд это единственных выход из ситуации - в те дни, когда нет учителей по английскому и французскому (которых я нашла в какой-то частной школе) он с удовольствием играет с утра до часов шести вечера, потом мы быстренько делаем все остальное (до поздна, но вставать очень рано не надо)...
я не знаю будет ли это его профессией (хотя все учителя, которые у него были меня уверяли, что да чтобы я не хотела), но мне кажется, что останавливать ребенка, котрый хочет играть дальше и дальше неправильно...в общем, я не очень знаю как к этому относиться...ведь профессия для тех, кто устраивается очень интересная, а чтобы устроиться надо обо всем заботиться заранее
lenay
Oct. 9th, 2007 07:32 am (UTC)
Ваш сын, судя по описанию, действительно очень-очень способный и очень это дело любит. Конечно, останавливать в таком случае неправильно
(no subject) - ah_eta_nat - Oct. 9th, 2007 09:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - lenay - Oct. 9th, 2007 09:35 am (UTC) - Expand
( 31 comments — Leave a comment )