Лена Иерусалимская (lenay) wrote,
Лена Иерусалимская
lenay

Выходные в Рильских горах. Подъём на Мусалу.

Мусала (2925 м) - это самая высокая гора на Балканах. Хотя она выше Олимпа, подняться на нее не так уж трудно, особенно если воспользоваться подъемником из Боровца. Но даже и в таком случае эта прогулка займет часов шесть-семь, так что мы отвели на нее целый день.

Как я написала выше, маршрут начинается с нижней станции подъёмника "Ястребец", находящегося в Боровце. Как это обычно и бывает, около станции подъёмника расположена стоянка (платная - 10 левов за день). Мы приехали около восьми утра, стоянка была еще достаточно пустая. Думаю, что если на ней заканчиваются места, то можно припарковаться где-нибудь по соседству: есть еще подъёмники, да и на улицах наверняка где-нибудь можно (вот в Сапарёва-Баня, например, спокойно на тротуарах паркуются, это разрешено, но в Боровце я бы не стала рисковать, если честно).

Летом подъёмник начинает работать в 8:30. Кассы (билет туда и обратно стоит 15 левов) открываются в 8:15, так что к началу работы подъёмника уже выстраивается очередь. Кабинки маленькие, как я понимаю, рассчитаны на шестерых, но лучше не садится туда бол-ьше, чем вчетвером: тесновато. Вообще конечно подъемник этот (и тот, на котором мы поднимались на следующий день) не очень современный, мягко говоря. Но с помощью достаточного количества обслуживающего персонала функционирует и вроде бы даже неплохо (но зимой я бы на нем не поехала, честно говорю). Подъём на верхнюю станцию занимает почти полчаса (есть еше средняя, на ней выходить не надо, хотя кабинки там и замедляют ход и открывают двери): всё-таки почти пять километров, а по высоте - 1054 м разницы.

Итак, поднявшись на гору Ястребец (высота 2369 м), мы начинаем идти в сторону Мусалы. Дорога достаточно широкая и ровная, есть указатели, так что заблудиться трудно. Зимой тут проходят лыжные маршруты

Ну а сейчас вокруг цветы и камни

Вдали виднеется хижина "Мусала".

Она расположена на высоте 2389 м около седьмого Мусальского (или Мусаленского?) озера. Кстати, было время, когда эти озёра назывались... Сталинскими озёрами! Кто читает на болгарском - вам сюда, можно прочитать про эти озёра.

До этой хижины примерно час ходьбы. Тут можно купить горячее или холодное питье и какую-то еду. Но туалета тут нет (точнее, есть, но не для мимопроходяших), как и вообще нигде по всему маршруту, кроме начальной точки - верхней станции подъёмника. Учтите это.

Вот озеро сверху

Таким мы увидели его уже после того, как преодолели очень крутой и каменистый подъём. А от озера подъём этот и не видно было, тропинка выглядела вполне невинно

А вот подъем

Поднялись и пошли дальше, то вверх, то вниз, мимо камней, озер и цветочков. Это очередное Мусальское озеро, не скажу вам точно, какое по счету.

Традиционная фотография с одуванчиком

Еще одно озеро. На заднем плане там вершина, именно к ней мы и идем

А вот оттуда мы пришли.

Идем дальше, смотрим то назад, то вперед

И после двух часов ходьбы от хижины "Мусала" приходим к хижине "Ледено езеро", который находится на высоте 2720 м. Вообще-то озеро мы вначале не увидели, подумали, что хижина названа так в честь одного из озёр, мимо которых мы прошли. Но это не так: Ледяное озеро находится позади хижины, это первое и самое высокое из Мусальских озёр.

Мы сделали еще один привал (тут тоже можно купить какое-то питье, в основном люди покупали чай, но были и такие, которые покупали пиво) и познакомились с горной синичкой (или это горный воробей?)

Передохнули и пошли дальше. наверх. Последний кусок пути не такой уж и длинный (по-моему, примерно километр, надо уже программу какую-нибудь себе на телефон поставить, чтобы точно знать), но достаточно крутой. И каменистый. И пыльный. После дождя, думаю, там совсем тяжело идти... Но у нас дождя не было, а было солнце, и я умудрилась сгореть: намазала лицо, намазала руки, а вот ноги - участок между низом брюк и верхом носков - не намазала. Ну и сгорела, хотя, казалось бы, такое место сгореть не может. Теперь я знаю, что может, до сих пор не прошло.
Но ладно, это было малоинтересное отступление, интересное - это горы. Вот, пожалуйста, смотрите

Почти пришли

Совсем пришли, так и написано

Раз дошли, можно и сфотографироваться (очередь была между прочим)

Табличку с высотой не видно, ее железяка закрывает, но напишу еще раз: 2925 м. От последней хижины шли примерно час. Кстати, были люди, которые поднимались не по тропе, а прямо по гребню, там какой-то кабель протянут. На мой взгляд, он является заграждением, но многие держались за него и так и шли. Не знаю, может, так и легче, мы же предпочитаем ходить по размеченным тропам.

Походили по вершине, посмотрели вокруг

И пошли вниз. Дорога вниз занимает примерно два с половиной - три часа, все-таки спуск обычно легче, хотя прыгать по камням местами еще то удовольствие. По дороге обратно озеро выглядит немного по-другому

Еще цветочки

И даже горная коза какая-то ,но она быстро убежала

Людей на маршруте было достаточно много, но очереди на подъемник вниз, когда мы пришли к станции, не было. Мы спокойно спустились вниз и уехали домой. Прогулка получилась хорошей, хоть и не очень легкой.