?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В пятницу мы были в реформистской синагоге на реформистской встрече субботы. Для меня это был первый раз на реформистской службе (один раз я была на церемонии хупы, которую проводил реформистский рав, но я там особо не вникала в детали), так что мне было интересно.

Синагогу эту построили относительно недавно недалеко от нашего дома, на границе нашего района и Рамат-аШарона. Помню, что во время строительства в местной прессе периодически кто-то возмущался тем, что мерия выделила участок и деньги (или только участок?) на строительство реформистской синагоги, а кто-то возмущался наоборот тем, что ортодоксальных синагог много, а реформистская - всего одна будет, так что это даже на восстановление справедливости не тянет.

В итоге построили огромную синагогу в современном стиле, причем со вторым этажом. Поскольку у реформистов мужчины и женщины сидят вместе, то, видимо, второй этаж построен на случай нехватки места на первом. Бывает ли такое - не знаю, но во время нашего посещения синагога была заполнена хорошо если на треть, причем там присутствовали пятнадцать одноклассниц Рахели с родителями, братьями-сестрами и бабушками-дедушками. Больше второго этажа мне понравилась стоянка на достаточно много машин и люди, разъезжавшиеся после субботней молитвы на машинах (мы тоже в субботу ездим, как вы понимаете, мне просто само сочетание было непривычным).

Я, после рассказов Ротем, ожидала раввина с гитарой, но он меня разочаровал и был всего лишь с бубном. Зато усилитель и микрофон присутствовали, как мне было обещано. Всем раздали молитвенники - реформистские, разумеется, и служба началась. Немного - очень - молитв, отрывки из псалмов, песни и стихи. Раввин, ведущий службу, все время говорил, на какой странице сейчас нужно читать. В какой-то момент все женщины совместно зажигали свечи. Какого-то мальчика вызвали прочитать отрывок из Торы. Была драша, произносил ее кто-то, представленный собранию как "общественный координатор". Еще из запомнившегося: перед началом службы попросили выключить мобильники.

В целом, у меня осталось очень странное ощущение: я не понимаю, зачем в Израиле кому-то это может быть нужно: песни вместе можно петь в доме культуры, который матнас, а в синагогу вообще не ходить. Но, видимо, кому-то это нужно, иначе бы люди туда не ходили. Кстати, несколько мам одноклассниц потом написали в родительской группе, какое это было для них незабываемое и интересное переживание. В очередной раз доказывает, что все люди разные.

Comments

( 24 comments — Leave a comment )
o_aronius
Jun. 20th, 2017 07:50 am (UTC)
все время говорил, на какой странице сейчас нужно чита
Это довольно типичная практика для синагог диаспоры: в совершенно ортодоксальной питерской синагоге староста регулярно объявляет "страница такая-то". В израильских синагогах, где большинство прихожан недавние иммигранты, этот обычай нередко сохраняется.

***просто само сочетание было непривычным

Для некоторых здешних восточных синагог это тоже характерно (по крайней мере, раньше было). Когда обсуждали, закрывать ли по субботам иерусалимскую улицу Бар-Илан, какой-то большой сефардский раввин, помнится, сказал, что несколько прихожан по субботам приезжают именно по этой улице.

Шаман раввин с бубном - это, действительно, мелко. Пару месяцев назад проходил мимо здешней реформистской синагоги - там был аж целый ансамбль гитаристов, плюс барабаны и, кажется, флейта.

***песни вместе можно петь

Ну, все-таки, это же не только песни, но и молитва, духовность, так сказать. :)
lenay
Jun. 20th, 2017 07:57 am (UTC)
Re: все время говорил, на какой странице сейчас нужно чи
Я никакой духовности не прочувствовала :)

Понятно, что вряд ли они изобрели что-то совсем новое, я просто сравниваю с тем, с чем сталкивалась сама. Бубен, например, у меня ассоциируется с детским садом :)
o_aronius
Jun. 20th, 2017 08:02 am (UTC)
Бубен ассоциируется с детским садом
Преподобный Герасим Иорданский был великий старец, и потому у него был лев… А мы малы, и у нас – кот (с). Европейские реформисты начинали с органа. :)

Кстати, сейчас мало кто помнит, но обычай встречать субботу с музыкой существовал в некоторых синагогах задолго до всякого реформизма. Хотя в саму субботу, естественно, не играли.
lenay
Jun. 20th, 2017 08:04 am (UTC)
Re: Бубен ассоциируется с детским садом
Вот орган я бы послушала с удовольствием :)
michk
Jun. 20th, 2017 08:08 am (UTC)
Re: Бубен ассоциируется с детским садом
Именно в синагоге? :-)
lenay
Jun. 20th, 2017 08:12 am (UTC)
Re: Бубен ассоциируется с детским садом
В этой - да, она была большая и пустая :)
o_aronius
Jun. 20th, 2017 08:12 am (UTC)
Re: Бубен ассоциируется с детским садом
В пражской Испанской синагоге есть орган, но вроде в этой синагоге не молятся, только концерты.

В Америке в 70-е годы молились под орган даже в некоторых консервативных синагогах:

Орган играл печальную мелодию, жалобные минорные каденции, но без десяти восемь звук внезапно стал нарастать, перешел в мажор, дверь комнаты для облачения открылась, и появился рабби, выглядевший величественно в черном одеянии и шелковом талите; на голове у него была высокая бархатная ермолка, как у кантора. Он чуть помедлил, затем, не спеша, поднялся по ступенькам возвышения и стал перед ковчегом спиной к конгрегации. Он постоял так минуту или две, слегка наклонив голову, потом выпрямился и направился к своему месту.

Про объявление страниц там, кстати, тоже есть: "Затем кантор пропел «Леха Доди», прихожане с ним вместе спели припев, после чего рабби вышел вперед и объявил глубоким баритоном:Теперь мы вместе прочтем псалом на двенадцатой странице ваших молитвенников".:)

lenay
Jun. 20th, 2017 08:25 am (UTC)
Re: Бубен ассоциируется с детским садом
Есть что-то, на что у тебя не будет цитат или примеров? :)

Не помню органа, но мы в Праге были давно... надо бы еще раз съездить.
oxana_ukr
Jun. 20th, 2017 07:59 am (UTC)
Вот прям обычный бубен? :) И он в него во время молитвы бил? Даже я бы ходила посмотреть-послушать!
lenay
Jun. 20th, 2017 08:00 am (UTC)
НУ такой, какой часто в детских садах используют :)
mryam
Jun. 20th, 2017 08:20 am (UTC)
Тогда вообще зачем дома культуры - все можно делать в матнасах :)
По теме - матнас вряд ли будет открыт в пятницу вечером, и ответственные там разные, и инвентарь разный :)
lenay
Jun. 20th, 2017 08:24 am (UTC)
Матнас - это и есть дом культуры :) Или сельский клуб :) Понятно, что я утрирую, я к тому, что мне непонятен смысл таких мероприятий в Израиле, где можно петь песни на иврите, а также читать стихи на иврите, без привлечения раввинов и синагоги и без привязки к субботе. Но, видимо, кому-то это надо. Вот Ротем говорит, что это надо тем, кто верит в бога, но не верит в запрет зажигать свет по субботам :) Звучит достаточно логично. Но мне все равно странно :)
mryam
Jun. 20th, 2017 08:29 am (UTC)
Но раввин-то был :)
Вообще да, согласна с Ротем, это нужно людям, которым нужно ощущение принадлежности к чему-то традиционному в новом обрамлении.
lenka13
Jun. 20th, 2017 11:52 am (UTC)
Я ходила в Герцелии в реформистскую синагогу пару лет, когда это ещё было в "подпольных" условиях :).
Раввин там был прикольный мужик.
По поводу зачем Ротем права :).
lenay
Jun. 21st, 2017 06:13 am (UTC)
Ну Ротем два года ездила в американский еврейский лагерь от реформистской организации, прониклась, видимо :)
А где это в Герцелии было, когда ты туда ходила?
_krishulya_
Jun. 20th, 2017 03:34 pm (UTC)

Я промолчу, да? :))

lenay
Jun. 21st, 2017 06:12 am (UTC)
Ты вообще мракобес :)
_krishulya_
Jun. 21st, 2017 10:58 am (UTC)

Вот насчёт причастности для всех в ЭИ я с тобой согласна. Поэтому жалко детей смешанных пар, они причастны, а тут - опаньки. Это я с подругой-гийорет общалась вчера.

gudzuru_fu_fu
Jun. 20th, 2017 10:46 pm (UTC)
Для меня это профанация, но да, многим евреям не хватает чувства принадлежности собственной культурной традиции.
Когда мы с мужем были моложе и качественней, мы несколько раз посещали иерусалимскую реформистскую синагогу в шаббат. Наши друзья там работали шаббатними музыкантами. Это было потрясающе. Публика там, в основном, - немолодые выходцы из Америки и Европы. Они все были ужасно милыми и доброжелательными. И вели себя, как семья. Если бы у нас был английский или хотя бы иврит получше, мы бы к ним прибились надолго. Я такой доброжелательности больше никогда не встречала в подобных местах.
lenay
Jun. 21st, 2017 06:14 am (UTC)
Шабатние музыканты - это класс :)
motek
Jun. 21st, 2017 04:35 am (UTC)

Ага, значит свечи зажигали прямо в шаббат?

Тут в Америке в хабадской синагоге тоже объявляют страницы. Ну и машины некоторые тоже того, разъезжаются. Даже в йом кипур люди не стесняются, выходят из машины прямо перед входом, при полном параде причём (кипа, талес). Мы уже привыкли.

Реформистские синагоги я тоже не могу понять. Кто на этом вырос тому это может естественно. Остальным - чужое, как по мне. Но людям хочется причастности и т.п. как выше сказали. Но чтоб и на машине можно было.

В Америке я б сказала что популярны все три разновидности. Даже наверное ортодоксальная больше. Поскольку на уровень соблюдения не давят нигде. Жаль что в Израиле не так.

lenay
Jun. 21st, 2017 06:12 am (UTC)
Может, и до шабата зажигали, служба началась раньше, а потом я на часы не смотрела.

Да, причастность и чтоб на машине. И со светом и прочим :) Мне кажется, что причастность в Израиле и так есть, но для всех по-разному, я понимаю.
rusalochka
Jun. 21st, 2017 10:18 pm (UTC)
О! У нас тоже так в хабадской синагоге. И эзрат нашим как таковой нет. Просто зал разделен горшками цветов на две половины. Сидишь смотришь на кафедру где тору читают. Все видно все слышно.
Но мы еще в консервативную ходим потому что израильтяне там праздники проводят.
motek
Jun. 21st, 2017 10:40 pm (UTC)
Не, у нас не настолько разврат. :)) Есть некая перегородка с тюлем но кафедра строго посередине так что всем все видно одинаково. Израильтяне в основном тоже на праздники в этот Хабад и ходят.
( 24 comments — Leave a comment )